Все начинается с семьи! Эти слова хочется снова и снова повторять. Каждый день, каждый час, каждую минуту нужно думать о том: "А все ли я сделал для того, чтобы помочь моему малышу познать этот мир?" Конечно, кто же лучше знает своего ребенка? Родители! Только вместе, в тесном сотрудничестве, при полном взаимопонимании, мы можем сотворить чудесные превращения наших "несмышленышей" в настоящих людей. Вырастить честных, отзывчивых, добросовестных граждан, истинных патриотов своей Родины!

   В этой рубрике я хочу поделиться опытом сотрудничества с родителями моей группы, а также предложить советы по разрешению некоторых проблемных ситуаций.

 

   Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем.

   Что же получается на практике? В последнее время все больше детей приходят в детский сад с проблемами в звукопроизношении, а порою и вообще "не говорящие" дети. И когда видишь таких детей, то хочется задать вопрос родителям: "Как же вы провели время с ребенком от рождения до поступления в детский сад? Что вы сделали для своего малыша, чтобы заложить залог желаемого успеха?" 

    Хочу поделиться опытом своей практики не только как педагог, а просто, как мама.  Когда довольно в сознательном возрасте я родила свою третью дочь Катюшу, мне очень хотелось, чтобы она была у меня умной о всесторонне развитой девочкой. И я обратилась к опыту педагогов пропагандирующих раннее развитие детей. Еще раз перечитала методику Монтессори, перелистала опыт семейного воспитания педагогов Никитиных. Но в большей степени меня заинтересовала оригинальная методика Глена Домана, главным принципом которой является гармоничное развитие ребенка - как интеллектуальное, так и физическое. Конечно, возможно я не смогла охватить всего, но самое главное благодаря моим постоянным занятиям мой ребенок в 6 месяцев, когда я спрашивала: "Где мама?" -  поворачивала голову, и находя нужное слово, реагировала  улыбкой,  в 11 месяцев ее словарный запас составлял 79 слов, которые она произносила относительно четко и используя по назначению.  

   Методика Глена Домана по обучению детей поможет родителям в свободной непринужденной форме сделать обучение интересным, радостным и быстрым.

   Обучение чтению по Доману происходит так.

Вы показываете карточки со словами. Не с буквами, слогами, а именно со словами. Читать буквы очень сложно, считает автор методики, так как никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал, к примеру "А" или "Б". Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы составляющие слово "мяч" являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "м". Именно поэтому слова читать легче, чем буквы.

Скороговорки для развития речи дошкольника

   Еще в старину придумали скороговорки с их особенностью повторений букв и слогов и трудностью в произношении. Разучивая и повторяя с малышом скороговорки, вы ускорите развитие речи ребенка, умерите торопливость в произношении. И детям очень нравятся эти веселые четверостишия, которые так трудно произнести.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб!

 ***

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова, на траве двора.

 ***

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

 ***

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка,

Чертили черными чернилами чертеж.

 ***

Резиновую Зину, купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

***

Вез корабль карамель,

 Наскочил корабль на мель,

 И матросы две недели

 Карамель на мели ели.

 ***

 Говорит попугай попугаю:

 - Я тебя, попугай, попугаю!

 - Попугай ты меня, попугай, -

 Говорит попугай попугаю.

 ***

 Леня лез по лесенке,

 Срывал Леня персики.

 С песенками, с персиками

 Скатился Леня с лесенки!

 ***

 У маленькой машины цвет мышиный.

 И шины шуршат, как мыши.

 ***

 Встретил в чаще еж ежа:

 - Как погода, еж?

 - Свежа.

 И пошли домой, дрожа,

 Сгорбясь, съежась, два ежа.

 ***

 Ткет ткач ткани на юбку Тане.

 ***

 У Потапки на лапках по тапку.

 Купил в лавке по тапку Потапка.

 ***

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Надел кукушонок капюшон.

 Как в капюшоне он смешон!

 ***

 Купили каракатице

 Кружевное платьице.

 Ходит каракатица,

 Хвастается платьицем.

 ***

 Бублик, баранку,

 Батон и буханку

 Пекарь из теста

 Испек спозаранку.

 ***

У Ивашки рубашка,

 У рубашки кармашки.

 Хороши кармашки

 На рубашке Ивашки.

 ***

 Моль пальто себе купила,

 Чтобы, чем питаться было.

 ***

 У Кондрата куртка коротковата.

  ***

 Бредут бобры в сыры боры.

 Бобры храбры. Для бобрят добры.

  ***

 Маланья болтушка

 Молоко болтала – болтала,

 Да не выболтала.

 ***

 Была у Наталки каталка на палке.

 Сломала каталку на палке Наталка.

 Чинили-чинили Наталке каталку,

 Но так и осталась каталка без палки.

 

Развиваем речь ребенка дошкольного возраста при помощи игр

 Игра  №1

 Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

 На лугу паслась корова — «Му-у-у, му-у-у».

 Полосатый шмель летел — «З-з-з, з-з-з».

 Летний ветерок подул — «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

 Колокольчик зазвенел — «Динь, динь, динь».

 Стрекотал в траве кузнечик — «Тр-р-р, тц-с-с».

 Еж колючий пробегал — «Пх-пх-пх».

 Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

 И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

 

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

 

Игра №2

 

Сядьте напротив малыша и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Он сначала смотрит, затем пытается повторить.

 Погулять язык собрался:

 (открыть рот)

 Он умылся,

 (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

 Причесался,

 (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

 На прохожих оглянулся,

 провести языкам по губам – «облизнуться»)

 Вправо, влево повернулся,

 (повернуть язык в указанную сторону)

 

Вниз упал, наверх полез,

 (опустить язык вниз и поднять вверх)

 Раз — и в ротике исчез.

 (спрятать язык во рту)

 

Следует учитывать особенности восприятия малыша, ваши действия понимаются “зеркально”, т.е. наоборот. Говоря “влево”, вам надо повернуть вправо. Можно надиктовать текст на магнитофон и выполнять упражнение вместе с ним. Придумывайте свои аналогичные упражнения.

Общие рекомендации для развития речи дошкольника

 

Детям нужно научиться произносить правильно и не пропускать звуки, четко строить слова и выражать мысли. Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с проблемными звуками, если у малыша не получается правильно произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Как правило, речевые функции ребенка выравниваются сами собой. Кстати, ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, поэтому советуем прочитать эту статью — «Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения«

 

 

Если правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, необходимо обратиться за помощью к логопеду, специалисту детской поликлиники. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.

 

Правильное произношение только часть дела. Если дети лишены дошкольного обучения в специальных учреждениях, необходимы домашние упражнения. Необходимо достигнуть осознанного понимания слов детским восприятием, акцентируя внимание на утонченное понимание всех нюансов их значения.

 

В развитие речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы. Не стоит засыпать малыша одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное, четко выражать свои мысли и мнение. Очень хорошо развивать память , учить небольшие стишки и куплеты из песен. Развивая связную речь необходимо придумывать разные истории, например по комиксам. Или заинтересовать таким заданием, как например, сочинить конец рассказа, прервав чтение на самом захватывающем месте. Это эффективно развивает фантазию, активность и логическое мышление.

О безопасности дорожного движения.pdf
Adobe Acrobat Document 137.1 KB

 «О безопасности дорожного движения»

информационный час для родителей.

 

Уважаемые родители!

Кто из вас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем не просто. Конечно каждый  случай по-своему уникален. Но их так много, этих трагедий на дороге!

Травмы, полученные в результате наезда на ребенка транспортного средства, особенно тяжелы. Дело в том, что такая травма получается «двойной»: сначала – автомобилем, а затем  - о проезжую часть. В результате, дети, падая, ударяют чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у ребенка больше, чем у взрослого). Тяжелыми бывают травмы и при ударе об острые грани, а также жесткие конструкции автомобиля. Последствия авто травм чаще всего оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый ребенок с авто травмой проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет.

Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опят ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышая свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают ( правда не всегда успешно), в чем помогает им умение прикинуть расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в процессе становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда  и такая разная реакция детей и взрослых на одни и  те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные.

Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать шум приближающегося автомобиля или другой сигнал не потому, что не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора, к тому же замедленная реакция на опасность.  Можно ли что-то сделать, чтобы на дороге правильно и вовремя принять нужное решение и избежать тяжелых последствий? Увы, чаще всего люди задумываются над этим только тогда, когда уже свершился факт дорожно-транспортного происшествия. И сами же пострадавшие приводят массу вариантов, при которых могли бы избежать трагедии.

Все мы учили правила дорожного движения (ПДД) в «рафинированном» т.е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое. Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора, да и водители иногда этим не гнушаются: могут и на 2красный2 проехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе.

Но поговорим об элементарных советах дисциплинированным участникам дорожного движения, ответственным родителям: как избежать ДТП.

Напомню три причины детского дорожно-транспортного травматизма.
* Неумение наблюдать.
* Невнимательность.
* Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей ПДД.
При выходе из дома.
Если у  дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у дома стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
* Придерживайтесь правой стороны.
* Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
* Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
* Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
* Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу:
* Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
* Развивайте у ребенка умение наблюдать за дорогой.
* Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
* Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
* Не стойте с ребенком на краю тротуара.
* Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
* Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
* Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
* Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
* Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
* Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
* Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
* Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
* Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
* При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
* Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта:
* Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
* Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
* Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
* Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта:
* Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах
* Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
* Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
* Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
* Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
* Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
* Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
* Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
* Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
* Из автобуса такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
* Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
* Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
* Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

 

 

Рекомендации для родителей.docx
Microsoft Word Document 12.2 KB

    Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Здоровые дети здоровый мир.docx
Microsoft Word Document 20.5 KB